Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elib.usma.ru/handle/usma/16497
Название: Клиническая эффективность образовательной программы для пациентов с остеоартритом (остеоартрозом) коленных и тазобедренных суставов
Другие названия: Clinical effectiveness of the educational program for knee and hip osteoarthritis patients
Авторы: Pukhtinskaya, P. S.
Пухтинская, П. С.
Дата публикации: 2009
Издатель: Уральский Центр Медицинской и Фармацевтической Информации
Библиографическое описание: Пухтинская, П. С. Клиническая эффективность образовательной программы для пациентов с остеоартритом (остеоартрозом) коленных и тазобедренных суставов / П. С. Пухтинская. – Текст: электронный // Уральский медицинский журнал. - 2009. – T. 56, № 2. – С. 56-61.
Аннотация: The education of osteoarthritis patients is an essential part of treatment and it provides reception of skills and practice to control the disease optimally, and to fulfill recommendations long and successfully. Objective: To develop educational program for osteoarthritis patients and to evaluate its clinical effectiveness. Methods and materials: 100 patients with osteoarthritis of knee or hips (or both) were randomized to basic (n=52) and control (n=48) groups which were trained by «active participation» and «lecture» educational technique. Supervision was carried out within a year. Results. After education in the basic group the share of persons with a normal index of body weight has increased twice, and the number of patients with obesity has decreased in 3.1 times (p<0.05) while changes in control group are not statistically significant. Significant reduction of functional Leuquense index (p <0.05) was observed in both groups, however statistical difference between groups in 1.54 times was observed only for knee osteoarthritis in a year after training: 6,53±3,3 in basic and 9,5±4,8 in control group accordingly. Reduction of prevalence and intensity of emotional disorders with patients of both groups was observed, but the statistical importance of changes was determined only in the basic group (p=0,001). During supervision, change of a spectrum of used medications is noted: reduction of the persons applying nonsteroid anti- inflammatory drugs and wider use of chondroitin sulphate and glucosamine sulphate. These changes had been registered in the basic group which patients were trained by «active participation» educational technique and later on followed the recommendations offered during training more directly. Education of osteoarthritis patients is a necessary treatment and prophylactic method, and the educational technique with active participation of a patient has much more significant effectiveness in comparison with the lecture form training.
Обучение пациентов с остеоартритом является неотъемлемой частью лечения и обеспечивает овладение умениями и навыками для оптимального контроля заболевания, а также длительного и успешного выполнения рекомендаций. Цель исследования: разработать образовательную программу для пациентов с остеоартрозом и оценить ее клиническую эффективность. Материалы и методы: 100 пациентов с гонартрозом и/или коксартрозом рандомизированы в основную (n=52), и контрольную (n=48) группы, которые обучались по «активной» и «лекционной» методике. Наблюдение осуществлялось в течение года. Результаты. После обучения в основной группе двукратно увеличилась доля лиц с нормальным индексом массы тела, а число пациентов с ожирением уменьшилось в 3,1 раза (р<0,05), в то время как в контрольной группе изменения не достоверны. Значимое уменьшение функционального индекса Лекена (р<0,05) наблюдалось в обеих группах, однако статистическое различие между группами в 1,54 раза наблюдалось только в отношении гонартроза через год после обучения: 6,53±3,3 в основной и 9,5±4,8 в контрольной группе соответственно. Наблюдалось уменьшение распространенности и тяжести эмоциональных нарушений у пациентов обеих групп, но статистическая значимость изменений определена только в основной группе (р=0,001). В ходе наблюдения отмечено изменение спектра используемых препаратов: уменьшение лиц, применяющих нестероидные противовоспалительные средства на фоне более широкого использования хондроитина сульфата и глюкозамина сульфата. Данные изменения зарегистрированы в основной группе, пациенты которой обучались по «активной» методике и в дальнейшем более четко следовали предложенным в процессе обучения рекомендациям. Обучение пациентов с остеоартритом является необходимым лечебно- профилактическим мероприятием, причем более значимую эффективность имеет методика с активным участием пациента по сравнению с лекционной формой обучения.
Ключевые слова: OSTEOARTHRITIS
PATIENT EDUCATION
ОСТЕОАРТРОЗ
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ
URI: http://elib.usma.ru/handle/usma/16497
Источники: Уральский медицинский журнал. 2009. Т. 56, № 2.
Располагается в коллекциях:Журнал "Уральский медицинский журнал"

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UMJ_2009_56_010.pdf622,73 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.